+7 (499) 390-45-87
       
 

 

 

СЕТЕВИКИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПАУТИНЕ

Выдержка из интервью с Фистюлевой Алией Тахировной - заместителем технического директора по капитальному строительству ОАО «Ленинградская областная управляющая электросетевая компания» (головная организация северо-восточного отделения НП ТСО)

Безусловно, своевременное присоединение заявителей очень важно для экономико-социального развития регионов. НО, увы, существуют факторы, не зависящие напрямую от сетевых компаний.

 В настоящее время законодательство по технологическому присоединению устанавливает предельные сроки, в течение которых оно должно быть осуществлено. Проблем нет в осуществлении самих мероприятий по строительству, при наличии согласованной со всеми сторонами проектной документации, само производство работ может занимать около месяца.. Однако процесс получения всего пакета разрешительной документации порой занимает более года. Соответственно, сетевая компания не может выполнить необходимые мероприятия в установленные законом сроки. В связи с этим видится необходимым внесение изменений в действующее законодательство, упрощающее процесс строительства объектов электросетевой инфраструктуры. Большую проблему при необходимости строительства объектов электросетевого хозяйства представляет согласование земельных участков под размещение объектов. В районах с плотной застройкой инженерные коридоры под строительство, с соблюдением всех действующих норм  найти порой очень трудно – это связано с отсутствием у Муниципальных образований проектов планировки территорий  с отведенными под инженерные сети коридорами. В связи с этим часто имеют место быть ситуации, когда муниципальной земли для прокладки сетей нет, тогда Сетевая компания вынуждена вести переговоры с собственниками иных земельных участков, все это ведет не только к увеличению сроков строительства, но и к увеличению его стоимости.

Увы,  существующие нормы законодательства по технологическому присоединению позволяют пользоваться правом на льготное присоединение до 15 кВт заявителям, которые подают заявки от одного собственника в отношении сразу 100 участков, образованных путем раздела более крупного участка, как раз с целью использования права на льготное присоединение. Таким образом, на лицо «злоупотребление правом».  Сетевая не имеет право отказать заявителю в технологическом присоединении и должна выполнить все мероприятия за свой счет. Образовавшиеся таким образом издержки («выпадающие доходы») приводят к  повышению тарифа на электроэнергию. Поэтому видится необходимым ограничение права пользования льготным присоединением: один раз на один участок ИЖС на коммунально-бытовые нужды, при участке не ИЖС ограничить норму «льготности» до 5 кВт.

Также, поскольку сетевая компания  не вправе  требовать от потребителей расчет нагрузок, большинство заявителей подает заявку на 15 кВт, хотя по статистике потребления такой мощности по факту не будет. Но Сетевая компания вынуждена строить сети из расчета максимальной заявленной мощности потребителя, в связи с этим происходит «недозагрузка»  сетей, что ведет к повышению уровня технологических потерь, и, как следствие, так же повышает тариф на электроэнергии.

За три года с момента введения льготного присоединения только у ОАО «ЛОЭСК» затраты на реализацию мероприятий по технологическому присоединению льготной категории заявителей составляют 2,5 млрд. рублей. Причем каждый год  происходит рост количества заявок данной категории заявителей. По отношении к другим категориям заявителей доля заявок до 15 кВт составляет 84%.

В настоящее время законом предусмотрена компенсация выпадающих доходов (затраты сетевых организаций, связанных с выполнением мероприятий для технологического присоединения льготных категорий заявителей)  в тарифе на передачу электроэнергии. При этом рост тарифа ограничен 11% в год, что покрывает лишь инфляцию, в то время как на 2012 год в тарифе (к примеру - ОАО «ЛОЭСК»), выделено на компенсацию затрат по техприсоединению льготной категории потребителей лишь 0,3 млрд. рублей, что покрывает только половину затрат сетевой организации.

Таким образом, «сетевики» оказываются запутанными в «законодательной паутине». Экономически невозможным становиться удовлетворение заявок всех заявителей в установленные договорами на технологическое присоединение сроки, это приводит к увеличению сроков выполнения работ, заявители через ФАС накладывают на сетевые компании оборотные штрафы, вынимая тем самым еще большие средства, необходимые, в том числе для реализации тех самых проектов, из-за задержки сроков выполнения которых штрафы и были наложены.

В свете этого достаточно странно выглядят инициативы ФОИВ, по внесению правок в  Федеральный закон «Об электроэнергетике», предполагающие повышающие порог «льготности» до 150 кВт, с финансированием выпадающих доходов за счет «иных не запрещенных законом источников». Так, предполагается, что с 2015 года заявитель на присоединение электроустановок с мощностью до 150 кВт будет выплачивать только половину затрат на технологическое присоединение, а с 2017 года – с него будет полностью снята данная обязанность.

Полагаем, что ФОИВ должны прислушаться к мнению сетевых организаций, обслуживающих около половины распределительных сетей России, - по недопущению введения дополнительных льгот и ограничению порядка предоставления уже существующих льгот, до урегулирования вопроса полноценного финансирования развития электросетевого хозяйства.

Июль 2012 г.

 
 
  © Холдинг компаний "Доступная энергия", 2018